Развитие 1-3 года
Добавлено: 25 апр 2012, 23:26
На мой взгляд интересная статья.
Сама придерживаюсь этих принципов воспитания
Ведущая деятельность - такая деятельность, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все психические функции (память, внимание, речь, мышление, восприятие). В каждом возрастном этапе она своя, и для раннего детства ведущая деятельность - предметно-манипуляционная. Что это значит? Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась действовать ими по образцу (повторяя за мамой) или изобретая новые способы их использования (копать не лопаткой, а расческой, например). Ребенок развивается тем лучше, чем больше он осваивает интересующее его действие (путем многократных повторений, конечно), и чем больше новых способов использования одного и того же предмета он может изобрести.
Как это выглядит в быту: ребенок берет ложку и долго ею стучит по столу; берет тряпку, и подражая маме, возюкает ею по дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без всякого смысла и развития сюжета (его игра так же манипуляционна). Со стороны это выглядит для разумного взрослого очень глупо - зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не заканчивая его (после "протирания" тряпочкой это место будет гораздо грязнее, чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск ребенка и его мышление.
Чем больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем интенсивнее он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов он изучит! А чем интенсивнее он изучит один предмет, то есть чем больше он произведет с заданным предметом ДЕЙСТВИЙ. М.Кольцова в своей книге о развитии речи приводит прекрасный пример эксперимента в двух малышовых группах: в одной детям приносили новый предмет, показывали его и называли ("это матрешка", допустим). Во второй давали поиграть новым предметом и задавали множество действий с ним ("принеси мне матрешку", "положи матрешку под скамейку", "поставь матрешку на подоконник" и т.п.). Во второй группе дети гораздо быстрее усваивали новые слова, лучше их запоминали, и быстрее начинали их говорить. То же самое могу сказать о визуальном образе - дети лучше рисуют, если могут хорошо исследовать предмет. То есть, интенсивность действий влияет на все остальные функции - запомнить предмет, составить его образ-представление, произнести его название и т.д.
Действия имеются в виду с ПРЕДМЕТОМ, а не с его изображением (то есть, рассматривание на картинке котенка это не действие, действие - это его тисканье).
Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования.
Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее - двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия". И, наоборот, если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть, "специальные занятия" ставят ребенка на положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел (с точки зрения те действия, которые производит мама, имеют большую ценность - ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола). Соответственно, ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство - это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность.
Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "ты разольешь!", "тебе не достать!", "ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "у тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!". Ошибки - тоже очень важная составляющая предметно-манипуляционной деятельности. Ребенок должен обязательно пройти через негативный результат - в будущем это даст ему возможность не опускать руки, когда что-то не получается. Малыши в этом смысле должны служить нам примером: как бы плохо у них не получалось, они все равно "лезут" продолжать действие! Каждый раз мыльная чашка выскальзывает из рук, сто раз подряд, он все равно "лезет" мыть! И вот на сто первый получилось - именно это и должно происходить, и не нужно сокращать путь проб и ошибок, окружая ребенка небьющимися предметами. Сейчас формируется позиция будущей личности по отношению к миру и действиям в нем. То есть, насколько ребенок действует в простых бытовых делах сейчас, настолько будет он взрослый строить свою будущую деятельность - будут ли его пугать малейшие ошибки, хватит ли ему духу продолжать начатое, смутят ли его первые неудачи, сможет ли он добиваться результата? Согласитесь, это не так уж маловажно (в отличие от умения посчитать до десяти в два года). Деятельность в раннем детстве - проекция будущей личности. Поэтому не нужно волноваться, что ребенок проливает, разбивает, рвет и рассыпает по ходу своей "помощи маме". Таким образом он учится не отступать перед неудачами и продожать свои действия, несмотря ни на что.
Мы уже говорили, что на протяжении всего детства вплоть до младшешкольного возраста (это очень большой отрезок времени) самый главный канал восприятия у ребенка - кинестетический. Даже при том, что один ребенок будет аудиалом в будущем, а другой - визуалом и т.п., в раннем детстве они все совершенно одинаковы подчинены двигательному каналу восприятия как самому главному "механизму", запускающему работу мышления. Если вкратце - насколько хорошо поработал двигательный канал, исследуя объект, настолько хорошо поработает мозг, обрабатывая полученную информацию.
ЧТо это означает на практике? Ребенок увидел впервые некий предмет, берет его в руки (сует в рот, пинает ногой и все, что угодно) и пытается найти ему применение. После множества действий с ним у него в мозгу откладывается многогранный образ этого объекта - по "грани" с каждого действия. Чем больше совершается действий - тем полнее образ.
Если объект настолько велик, что его в руки не возьмешь и с ним не поиграешь (горка на площадке), интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.) и плюс тактильные ощущения от поверхности.
Далее, тот же канал учит ребенка анализировать - согласитесь, это довольно нужная мыслительная операция. Многие хотят считать, что анализ появляется где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задачек в специальных тетрадках. Анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами! Во-первых, сами предметы должны давать богатое поле деятельности. Этого лишены специальные "обучающие игрушки" - когда из всего бесконечного многообразия природных форм выбирают кружочек, треугольник и квадратик (посмотрите на детские сортеры - какое убожество форм в самый разгар познания!). Теперь найдите две идентичные морковки? Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как это переводится на человеческий язык: чтобы поднять вот эту тыкву, нужно столько-то усилий, чтобы вот эту - уже столько. Именно физические действия включают работу мозга! Не картинки и не слова! Только действия! Поэтому это возраст формирования будущих математических способностей - кинестетические познания формы, размера, количества (не заучивание цифр!!! а перекатывание ногами и перебирание руками!!! и т.п.), дальности расстояний и прочего. Здесь же начинается формирование будущего хорошего чтения и грамотного письма - в развитии природного чувства ритма (прыжки, монотонные действия вроде болтания ногами и любые действия с мячом).
Мы уже говорили, что мышление ребенка в пору раннего детства - наглядно-действенное. Оно основано на действии - название говорит само за себя. То есть, мышление целиком и полностью зависит от хорошей работы (или ее отсутствия) двигательного канала восприятия. Еще можно сказать, что чем больше "арсенал" действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг. Чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше. Чем больше вариантов одного действия, тем лучше. Надеюсь, я достаточно много раз повторила в этой статье слово "действие"
Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу - он продумывает цепочку действий. То есть, в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий - этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул - и до стола. ВОт это совершенно гигантский скачок в развитии мышления и самое главное достижение этого периода - просчитывание алгоритма действий! Отгадайте, какой канал восприятия здесь будет работать больше всего ? Что его активизирует - отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий (в электронных "развивающих" игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие, хоть убейся). Максимум предметов без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуацих - например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки и т.п. И простые бытовые ситуации, которые это стимулируют - если ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций
Теперь давайте подумаем логично, что дают мозгу в раннем детстве "развивающие занятия", где нужно совершить заранее определенное действие по заданному шаблону?
Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) - наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой. Подождите говорить: "Мы живем в мегаполисе, никогда не видим животных! У нас нет средств купить ребенку ферму!(сафари, зоопарк, заповедник, ...)". Заведите улитку в баночке? Посадите семечко одуванчика в горшочек на подоконник? Дойдите до ближайшего парка, и рассматривайте работу муравьев (они водятся даже в мегаполисах), ползанье гусенички по стебельку, бегающих по луже водомерок. Опять повторим уже много раз написанное - для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (та же улитка в баночке за неимением средств для покупки лошади), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой - очень сильный стимул к развитию личности в целом.
Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому "ничего не интересно", я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон.
Откуда же берется любознательность, и как не мешать ее развитию?
В психологии существует понятие "литического периода" для формирования какого-либо навыка или качества. Это такое время, которое оптимально подходит для развития того или иного. Например, дошкольный период детства - литический для развития творческого мышления. Конечно, можно очень серьезно работать со взрослым человеком, чтобы растормошить его привыкший к шаблонам мозг, но гораздо легче, быстрее и проще научить мозг мыслить креативно именно в дошкольный период жизни. Итак, как раз период раннего детства - литический для любознательности.
Что это означает? Как мы помним, ребенок в это время представляет из себя вечный двигатель по получению и переработке информации от кинестетического канала восприятия. Если соответствующий центр в мозгу работает вяло или не работает вовсе (пока ребенок смотрит такие любимые родителями добрые мультики), желание познавать дальше тоже идет на убыль. Чем больше нагружен мозг подобной работой, тем выше желание познавать в дальнейшем. Мы уже знаем, что раннее детство закрепляет модели поведения для будущего, то есть личность получает те самые установки, на которые она будет опираться в последующие периоды. Если закреплена активность и любознательность - родители не могут получить потом апатичного и озлобленного подростка. И наоборот. Правило первое - ребенок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу "не трогай! упадешь! разобьешь!", лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки). Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (поиграйте с листиками и палочками на прогулке, понаблюдайте за жуками в траве),различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности. Исследователи, как известно, любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта. Я уже писала, что запрограммированные игрушки какого-нибудь там поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку - результат один, если с чаем - другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка стимулов для активной добычи знаний, чем больше этих "зон свободного эксперимента", тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально, как и в общении с природой не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом - пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства - найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом пока мама не видит летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира. Наша задача показать ребенку в этот период, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа - ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического канала, что можно не заниматься никакими другими "развивающими занятиями". Плюс к этому, ребенок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа - обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь - будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры, интегралы в два года) - исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга все дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.
Вторая важная составляющая в сегодняшней части - активная позиция, позиция "Я". В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый "кризис трех лет", в результате чего он переходит с позиции объекта (ему, о нем, к нему, для него, и т.п.) на позицию субъекта в этом мире (Я хочу, Я решил, Я сделаю, Я САМ!). Он начинает впервые воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо "дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь" можно учитывать "Я-позицию" и сказать примерно так: "Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко". Решите, в какой области ваш ребенок может "Якать" и "решать сам", и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить "кризисную" обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо "нельзя прыгать на диване!!!" купите батут, вместо "нельзя разливать воду за столом" дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).
Третья, особенно важная составляющая сегодняшней темы - границы. Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и если они имеют четкое представление о системе "можно-нельзя" для ребенка, то должны строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было "нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья".
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть, границы раннего детства - первый моральный кодекс человека.
Сама придерживаюсь этих принципов воспитания
Ведущая деятельность - такая деятельность, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все психические функции (память, внимание, речь, мышление, восприятие). В каждом возрастном этапе она своя, и для раннего детства ведущая деятельность - предметно-манипуляционная. Что это значит? Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась действовать ими по образцу (повторяя за мамой) или изобретая новые способы их использования (копать не лопаткой, а расческой, например). Ребенок развивается тем лучше, чем больше он осваивает интересующее его действие (путем многократных повторений, конечно), и чем больше новых способов использования одного и того же предмета он может изобрести.
Как это выглядит в быту: ребенок берет ложку и долго ею стучит по столу; берет тряпку, и подражая маме, возюкает ею по дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без всякого смысла и развития сюжета (его игра так же манипуляционна). Со стороны это выглядит для разумного взрослого очень глупо - зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не заканчивая его (после "протирания" тряпочкой это место будет гораздо грязнее, чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск ребенка и его мышление.
Чем больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем интенсивнее он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов он изучит! А чем интенсивнее он изучит один предмет, то есть чем больше он произведет с заданным предметом ДЕЙСТВИЙ. М.Кольцова в своей книге о развитии речи приводит прекрасный пример эксперимента в двух малышовых группах: в одной детям приносили новый предмет, показывали его и называли ("это матрешка", допустим). Во второй давали поиграть новым предметом и задавали множество действий с ним ("принеси мне матрешку", "положи матрешку под скамейку", "поставь матрешку на подоконник" и т.п.). Во второй группе дети гораздо быстрее усваивали новые слова, лучше их запоминали, и быстрее начинали их говорить. То же самое могу сказать о визуальном образе - дети лучше рисуют, если могут хорошо исследовать предмет. То есть, интенсивность действий влияет на все остальные функции - запомнить предмет, составить его образ-представление, произнести его название и т.д.
Действия имеются в виду с ПРЕДМЕТОМ, а не с его изображением (то есть, рассматривание на картинке котенка это не действие, действие - это его тисканье).
Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования.
Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее - двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия". И, наоборот, если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть, "специальные занятия" ставят ребенка на положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел (с точки зрения те действия, которые производит мама, имеют большую ценность - ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола). Соответственно, ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство - это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность.
Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "ты разольешь!", "тебе не достать!", "ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "у тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!". Ошибки - тоже очень важная составляющая предметно-манипуляционной деятельности. Ребенок должен обязательно пройти через негативный результат - в будущем это даст ему возможность не опускать руки, когда что-то не получается. Малыши в этом смысле должны служить нам примером: как бы плохо у них не получалось, они все равно "лезут" продолжать действие! Каждый раз мыльная чашка выскальзывает из рук, сто раз подряд, он все равно "лезет" мыть! И вот на сто первый получилось - именно это и должно происходить, и не нужно сокращать путь проб и ошибок, окружая ребенка небьющимися предметами. Сейчас формируется позиция будущей личности по отношению к миру и действиям в нем. То есть, насколько ребенок действует в простых бытовых делах сейчас, настолько будет он взрослый строить свою будущую деятельность - будут ли его пугать малейшие ошибки, хватит ли ему духу продолжать начатое, смутят ли его первые неудачи, сможет ли он добиваться результата? Согласитесь, это не так уж маловажно (в отличие от умения посчитать до десяти в два года). Деятельность в раннем детстве - проекция будущей личности. Поэтому не нужно волноваться, что ребенок проливает, разбивает, рвет и рассыпает по ходу своей "помощи маме". Таким образом он учится не отступать перед неудачами и продожать свои действия, несмотря ни на что.
Мы уже говорили, что на протяжении всего детства вплоть до младшешкольного возраста (это очень большой отрезок времени) самый главный канал восприятия у ребенка - кинестетический. Даже при том, что один ребенок будет аудиалом в будущем, а другой - визуалом и т.п., в раннем детстве они все совершенно одинаковы подчинены двигательному каналу восприятия как самому главному "механизму", запускающему работу мышления. Если вкратце - насколько хорошо поработал двигательный канал, исследуя объект, настолько хорошо поработает мозг, обрабатывая полученную информацию.
ЧТо это означает на практике? Ребенок увидел впервые некий предмет, берет его в руки (сует в рот, пинает ногой и все, что угодно) и пытается найти ему применение. После множества действий с ним у него в мозгу откладывается многогранный образ этого объекта - по "грани" с каждого действия. Чем больше совершается действий - тем полнее образ.
Если объект настолько велик, что его в руки не возьмешь и с ним не поиграешь (горка на площадке), интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.) и плюс тактильные ощущения от поверхности.
Далее, тот же канал учит ребенка анализировать - согласитесь, это довольно нужная мыслительная операция. Многие хотят считать, что анализ появляется где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задачек в специальных тетрадках. Анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами! Во-первых, сами предметы должны давать богатое поле деятельности. Этого лишены специальные "обучающие игрушки" - когда из всего бесконечного многообразия природных форм выбирают кружочек, треугольник и квадратик (посмотрите на детские сортеры - какое убожество форм в самый разгар познания!). Теперь найдите две идентичные морковки? Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как это переводится на человеческий язык: чтобы поднять вот эту тыкву, нужно столько-то усилий, чтобы вот эту - уже столько. Именно физические действия включают работу мозга! Не картинки и не слова! Только действия! Поэтому это возраст формирования будущих математических способностей - кинестетические познания формы, размера, количества (не заучивание цифр!!! а перекатывание ногами и перебирание руками!!! и т.п.), дальности расстояний и прочего. Здесь же начинается формирование будущего хорошего чтения и грамотного письма - в развитии природного чувства ритма (прыжки, монотонные действия вроде болтания ногами и любые действия с мячом).
Мы уже говорили, что мышление ребенка в пору раннего детства - наглядно-действенное. Оно основано на действии - название говорит само за себя. То есть, мышление целиком и полностью зависит от хорошей работы (или ее отсутствия) двигательного канала восприятия. Еще можно сказать, что чем больше "арсенал" действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг. Чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше. Чем больше вариантов одного действия, тем лучше. Надеюсь, я достаточно много раз повторила в этой статье слово "действие"
Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу - он продумывает цепочку действий. То есть, в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий - этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул - и до стола. ВОт это совершенно гигантский скачок в развитии мышления и самое главное достижение этого периода - просчитывание алгоритма действий! Отгадайте, какой канал восприятия здесь будет работать больше всего ? Что его активизирует - отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий (в электронных "развивающих" игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие, хоть убейся). Максимум предметов без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуацих - например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки и т.п. И простые бытовые ситуации, которые это стимулируют - если ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций
Теперь давайте подумаем логично, что дают мозгу в раннем детстве "развивающие занятия", где нужно совершить заранее определенное действие по заданному шаблону?
Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) - наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой. Подождите говорить: "Мы живем в мегаполисе, никогда не видим животных! У нас нет средств купить ребенку ферму!(сафари, зоопарк, заповедник, ...)". Заведите улитку в баночке? Посадите семечко одуванчика в горшочек на подоконник? Дойдите до ближайшего парка, и рассматривайте работу муравьев (они водятся даже в мегаполисах), ползанье гусенички по стебельку, бегающих по луже водомерок. Опять повторим уже много раз написанное - для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (та же улитка в баночке за неимением средств для покупки лошади), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой - очень сильный стимул к развитию личности в целом.
Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому "ничего не интересно", я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон.
Откуда же берется любознательность, и как не мешать ее развитию?
В психологии существует понятие "литического периода" для формирования какого-либо навыка или качества. Это такое время, которое оптимально подходит для развития того или иного. Например, дошкольный период детства - литический для развития творческого мышления. Конечно, можно очень серьезно работать со взрослым человеком, чтобы растормошить его привыкший к шаблонам мозг, но гораздо легче, быстрее и проще научить мозг мыслить креативно именно в дошкольный период жизни. Итак, как раз период раннего детства - литический для любознательности.
Что это означает? Как мы помним, ребенок в это время представляет из себя вечный двигатель по получению и переработке информации от кинестетического канала восприятия. Если соответствующий центр в мозгу работает вяло или не работает вовсе (пока ребенок смотрит такие любимые родителями добрые мультики), желание познавать дальше тоже идет на убыль. Чем больше нагружен мозг подобной работой, тем выше желание познавать в дальнейшем. Мы уже знаем, что раннее детство закрепляет модели поведения для будущего, то есть личность получает те самые установки, на которые она будет опираться в последующие периоды. Если закреплена активность и любознательность - родители не могут получить потом апатичного и озлобленного подростка. И наоборот. Правило первое - ребенок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу "не трогай! упадешь! разобьешь!", лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки). Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (поиграйте с листиками и палочками на прогулке, понаблюдайте за жуками в траве),различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности. Исследователи, как известно, любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта. Я уже писала, что запрограммированные игрушки какого-нибудь там поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку - результат один, если с чаем - другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка стимулов для активной добычи знаний, чем больше этих "зон свободного эксперимента", тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально, как и в общении с природой не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом - пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства - найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом пока мама не видит летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира. Наша задача показать ребенку в этот период, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа - ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического канала, что можно не заниматься никакими другими "развивающими занятиями". Плюс к этому, ребенок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа - обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь - будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры, интегралы в два года) - исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга все дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.
Вторая важная составляющая в сегодняшней части - активная позиция, позиция "Я". В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый "кризис трех лет", в результате чего он переходит с позиции объекта (ему, о нем, к нему, для него, и т.п.) на позицию субъекта в этом мире (Я хочу, Я решил, Я сделаю, Я САМ!). Он начинает впервые воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо "дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь" можно учитывать "Я-позицию" и сказать примерно так: "Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко". Решите, в какой области ваш ребенок может "Якать" и "решать сам", и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить "кризисную" обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо "нельзя прыгать на диване!!!" купите батут, вместо "нельзя разливать воду за столом" дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).
Третья, особенно важная составляющая сегодняшней темы - границы. Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и если они имеют четкое представление о системе "можно-нельзя" для ребенка, то должны строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было "нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья".
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть, границы раннего детства - первый моральный кодекс человека.